Наташа!
Зайдите в "Беседку" в тему "кому они молятся", я там подробно написал о _практической_ стороне программы. Почитайте. Будут вопросы - отвечу. И еще - я бы не стал на Вашем месте столь говорить, что программа не подходит для православных, потому что Вы не обладаете, начнем с этого, достаточной информацией о 12 Шагах. Этот вывод можно сделать хотя бы потому, что Вы говорите о ребятах, посещавших где-то группы АА и АН, и не получивших, видимо, качественного выздоровления. Я достаточно писал и об этом здесь, на форуме. И еще раз повторюсь: чтоб говорить о программе 12 Шагов, нужно иметь представление о том, как эти шаги делаются, зачем, и к какому результату это приводит. Говоря о том, подходит это православному человеку или нет, нужно пообщаться хотя бы с одним православным человеком, который РАБОТАЕТ по 12 Шагам. Не ходит на группы АА / АН, а РА-БО-ТА-ЕТ по шагам. Это две большие разницы, а в идеале - два паралельных процесса. Поэтому поинтересуйтесь для начала, о чем мы тут говорим. Конечно, если Вы почитали мнения о. Анатолия Берестова и прочих противников Программы, то вы увидели лишь один взгляд, с одной стороны. Причем, опять же, со стороны, не обладающей даже информацией. Читая комментарии о. Анатолия к Большой Книге, я увидел, что он даже не понял, о чем она. Может, он ее и не читал, кто знает, или так, пробежал глазами в поисках компромата. Так докопаться можно и до столба при желании. И до столбов, и до столпов докапываются, когда нужно отстоять свою правоту. Конечно, о. Анатолий имеет право на свое мнение в этих вопросах, т.к. он работает в сфере реабилитации. Но, опять же, почитав внимательно его статьи, ясно одно - он никогда не встречал человека, работающего по 12 Шагам. И это неудивительно. Работа по шагам в России и на Украине только началась. Только-только появились первые немногочисленные группы, где люди не только говорят о программе, но и делают что-то. Подождите, этот процесс будет развиваться, уж больно результат привлекателен. А по поводу - или употребление, или молитва - так а Программа о чем? О том же. Глубоко, честно, доступно для каждого - о том же самом. Скажу больше - считаю, что я стал лучше, как члeн Православной Церкви, когда стал работать по 12 Шагам. Почему? Объясню. Вы знаете, можно ведь годами делать одни и те же ошибки, признавать в себе одни и те же страстишки, ходить на исповедь и бормотать одно и то же годами, иногда даже с желанием что-то изменить, но... Я не говорю о всех, конечно, есть люди очень упорные в стремлении к Богу и к самосовершенствованию. Ну а многие ведь - такие как я - ни рыба, ни мясо в духовной жизни. Что-то не получается - рукой махнул, дескать, а, все мы грешные, избави меня, Господи, пожалуйста, от этого и этого, а вот это не трогай, я без этого не могу, в другой раз, как нибудь. Может не говорим, а как часто подразумеваем и действиями своими показываем такой образ мысли. Что же в Программе? Если ты работаешь с наставником, ты ДОЛЖЕН быть честен. Иначе - ты не сможешь работать по Шагам. Ты или потеряешь интерес, или сорвешься опять в употребление, или будешь притворяться и ненавидеть себя, ведь совесть не даст жить спокойно, и когда-то это плохо кончится. Так вот, работая с наставником по шагам, ты пребываешь в постоянной готовности что-то менять, ты перепоручаешь свою волю и жизнь Богу и учишься доверять ему, а не прятаться от него. Ты знаешь, что это - не батюшка, который отпустит грехи, и всех делов. Тут тебе скажут все, что думают, и еще заставят идти приносить извинения, кого обидел; возмещать ущерб, молиться, и работать над собой. У хорошего наставника - никаких поблажек, не хочешь выздоравливать - иди ищи другого наставника. И растешь, куда деваться. Есть и падения, есть и восстания, но во всем учимся надеяться на Бога. Для меня сегодня ясно четко: исповедь - это Таинство, это невидимая и всесильная помощь Божия. На исповедь я несу то, с чем не могу справиться, с чем устал бороться, перед чем я бессилен. В инвентаризацию 10-11 Шагов я пишу и потом обсуждаю с наставником то, что нужно и можно исправлять ежедневно - всю ту мелочь, все те "грешки" и слабости, из которых потом может вырасти внутри чудовище, которое меня сожрет. Я мешаю ему расти. Молитвой, инвентаризацией, открытием своих помыслов перед другим человеком. В шаговой работе мы учимся честно смотреть на себя и честно видеть себя перед лицом Божиим. Святой Марк подвижник сказал, что кто хочет избавиться от злостраданий, должен согласовывать свои планы с Богом. Вот этому и учимся - каждое утро 11 Шаг. Программа учит подчинить свою волю воле Божией. Не об этом ли говорили святые отцы Церкви? Не это ли наша главная цель в жизни - научиться, насколько возможно, жить по воле Божией и отречься своих греховных желаний? Если не об этом, тогда мы по-разному понимаем спасение, и говорить дальше не о чем.
Спасибо за внимание, Наташа. Будут вопросы по шагам - не стесняйтесь, обращайтесь. Спаси Господи!
Илья
|