Действительно, интересный вопрос – какому Богу молятся Анонимные Алкоголики? И что означают выражения «Высшая Сила», «Сила, более могущественная, чем наша собственная», которые используются в Большой Книге АА? Начнем с того, что для понимания некоторых мест Большой Книги, нельзя вырывать из контекста отдельные фразы и мысли. Мне кажется, нужно рассматривать все в соответствии с несколькими факторами, тем более вопросы, касающиеся понимания Бога: 1) Личностные характеристики авторов;
Основным автором Большой Книги является Билл У., биржевой маклер, но это для нас не важно, для нас важно, что Билл был алкоголиком, дошедшим до самого дна жизни, лишившимся всего, в том числе и самой надежды на выздоровление. Он не был ни гигантом духа, ни богословом, ни религиозным деятелем или мыслителем. Он пережил духовное пробуждение после первого в своей жизни искреннего обращения к Богу в клинике для алкоголиков, после чего «мысли, эмоции, духовные ценности, которые играли для него главную роль в жизни неожиданно отодвинулись на второй план, и совершенно новые идеи и мотивы поведения начали довлеть над ним» (стр. 26). Также в создании книги участвовали другие выздоравливающие алкоголики, общим числом менее 100 человек. Большинство из них не помогали, а мешали писать книгу, то и дело убеждая Билла выкинуть из нее то, что им не нравилось, о Боге в том числе. Все это были люди, дошедшие до дна этой жизни, деградировавшие и лишившиеся весьма многого. По вероисповеданию это были люди, воспитывавшиеся в традиционных для Америки протестантских течениях но, как обычно там происходит, «пока я маленький, вы еще заставите меня ходить в церковь, но только я вырасту – вы меня не поймаете!» (из воспоминаний ветеранов движения); также были среди этих людей атеисты и агностики. Духовные банкроты, одним словом; никчемнейшие из никчемнейших. Были и выходцы из Оксфордской группы, люди, такие как со-основатель движения АА Доктор Боб, убежденно верующие, но не сумевшие до этого справиться с алкоголизмом духовными средствами из-за незнания проблемы.
2) Целевая аудитория – для кого писалась эта книга;
Книга писалась для таких же погибающих алкоголиков, потерявших всякую надежду на спасение.
3) Для чего писалась эта книга;
«Главная цель этой книги – показать другим алкоголикам, как именно мы выздоравливаем.» (предисловие к первому изданию), «Как раз для этого и написана эта книга. Ее основная цель – помочь вам найти Силу более могущественную, чем что-либо, чем вы обладаете, которая решит вашу проблему» (стр.44). 4) Время, когда писалась книга;
1937-1939 годы.
Теперь давайте подумаем и рассудим вместе. На протяжении веков, когда в большей, когда в меньшей мере, всегда были люди, страдавшие от болезненной и необъяснимой с точки зрения здравого ума тягой к спиртному. Эти люди как во времена Соломона (вспомните, что он говорит о пьяницах) страдали, мучились, попадали во всевозможные жизненные переделки, были отвергнуты обществом, и в результате умирали; так и во все предыдущие и последующие времена; с тех пор, как человечество научилось производить алкогольные напитки и до наших дней. Люди не знали, почему некоторые пьют – и ничего им, а некоторые спиваются и умирают. И вот, в 1939 году появляется сообщество людей, которые утверждают, что знают, в чем состоит проблема; знают, каково решение; и знают точный и наиболее простой путь к этому решению. Феноменальный рост этого сообщества (8000 чел. в 1941 г., и уже 150.000 в 1955), бескорыстие его членов, равно как и другие факторы, позволили говорить об АА как о небывалом явлении в истории человечества. В результате беседы двух алкоголиков в 1935 году, родились идеи, которые спасли от смерти на сегодняшний день сотни тысяч, а то и миллионы людей. Какова основная идея, «центральная» мысль программы 12 Шагов, вокруг чего все построено? Эта идея озвучена в 3-м Шаге: «Мы приняли решение перепоручить нашу волю и нашу жизнь Богу, как мы Его понимали». Большая Книга говорит о своеволии, как о духовном заболевании и корне всех наших проблем. Она утверждает, что для выздоровления и обретения душевного покоя человеку необходимо перестать играть роль Бога (стр.61), а предоставить Всевышнему руководить своей жизнью. «Исцеляясь духовно, мы также исцеляемся психически и физически» (стр. 63) То есть, написав, по сути, духовную книгу («Мы написали книгу, которую считаем духовной..» стр.44), у авторов встал вопрос: как же донести духовные идеи до столь разношерстного общества алкоголиков, большинство из которых и слышать не хотят о Боге, т.к. трудно верить в Бога и пить одновременно, уж поверьте мне. К тому же, как известно, в числе первых Анонимных Алкоголиков были и представители разных вероисповеданий, и написать что-то религиозное не представлялось возможным, дабы не вызвать противоречия и споры, чья вера правильная. Для этого первые алкоголики и вышли из Оксфордской группы, которая предлагала определенное, свое понимание Бога. У тех, кто на тот момент уже успешно выздоравливал, был свой духовный опыт, но что бы было, если бы они пытались навязать его другим алкоголикам? У пьющего человека моментально бы начался эффект отторжения любой духовной информации, как чуждой его образу жизни и мировосприятию, ведь ясно, как белый день, что человек духовно развитый не нуждается в том, чтоб напиваться. Нужно было что-то совершенно иное, такая информация, которая обладала бы и силой, и привлекательностью. Вот что говорит об АА человек, которому суждено было сыграть одну из решающих ролей в возникновении Сообщества: «Пустопорожние эмоциональные призывы редко на них действуют. Обращение, которое может заинтересовать алкоголика и задержать его внимание, должно обладать глубиной и силой. Почти во всех случаях их идеалы должны опираться на силу более могущественную, чем они сами». Это сказал доктор Силкуорт, человек, первый из известных нам людей, понявший суть болезни алкоголизм за два десятилетия до того, как это подтвердила официальная медицина. В Большой Книге для этого написана глава «К агностикам». Она помогает человеку, не знающему ничего о Боге, или тому, чьи знания о Боге остались на уровне 12-летнего мальчика (т.к. потом он пил всю жизнь и духовно только деградировал), найти свой путь к Богу. Я лично знаю людей, убежденных атеистов, которые, прочитав ее, задали-таки себе этот вопрос: «А кто я такой, чтоб утверждать, что Бога нет?», и с этого начался их путь. Сама суть проблемы алкоголизма (да и наркомании, и многих других проблем и болезней) состоит в том, что ни один человек не имеет власти исправить те повреждения в мышлении и душевно-чувственной сфере, которые развиваются у человека за годы употребления (жизни по своеволию, по страстям – если речь не об алкоголике или наркомане). Исправить наше мышление может только Тот, Кто его создал. Поэтому мы и говорим о том, что необходимо подчинить свою волю воле Божьей, о том же говорили и говорят святые отцы и учителя Церкви 2000 лет подряд. И научить нас правильно использовать свою свободную волю может лишь Тот, Кто нам ее дал. Поэтому вся программа 12 Шагов Богоцентрична – к Нему направлены все наши устремления, от Него происходят все изменения в нас, и мы выздоравливаем и налаживаем свою жизнь во всех сферах, т.к. алкоголизм и наркомания – лишь симптомы более глубоких внутренних проблем (стр. 62). Работая по 12 Шагам, мы учимся день за днем быть честными с Богом, с собой и с другими людьми, учимся понимать и творить волю Божию для нас; делая 11 Шаг ежедневно, мы просим Бога руководить нашими мыслями, и день ото дня они становятся лучше, чище, от этого и дела наши становятся лучше, и отношения с людьми становятся лучше, таким образом отпавший от общества асоциальный и морально и духовно деградировавший человек через короткий промежуток времени возвращается в это общество человеком, которого можно ставить в пример многим непьющим – человеком честным, неэгоистичным, мало интересующимся собой, но всегда «интересующимся, какой вклад он может сделать в жизнь людей» (стр. 61). Это все, конечно, при условии работы по шагам, которая в нашей, например, стране, только год-полтора как началась, и мало кто еще делал то, что написано в Большой Книге, но с каждым годом движение будет крепнуть, иначе и быть не может. Святой Гамалиил, когда был еще иудейским учителем, говорил о Христианстве: если это дело от людей, то оно само развалится, а если от Бога, то как бы вам не стать врагами Божиими. Дело АА живет и торжествует уже 70 лет, из неорганизованной кучки в 100 человек в 1939 году оно выросло на сегодняшний день в огромное сообщество в 4 миллиона человек, которые бескорыстно помогают страждущим. И вот Вам, уважаемый Вася, ответ на Ваш вопрос: какому Богу молятся Анонимные Алкоголики? Если Вы такой же как и я – православный человек, то у нас нет разногласия, какому Богу мы молимся; мы, я полагаю, молимся Богу, о котором говорит Евангелие, Святая Церковь, Святые отцы и Предание; не важно, алкоголики мы или нет. Если бы я был, например, иудеем, я бы молился так, как учат раввины; если бы был мусульманином – ходил бы в мечеть. Для сообщества нет разницы, какой ты веры. Если ты – алкоголик, и ты – умираешь, то независимо от твоей веры, я помогу тебе. В сообществе говорят: если где-то алкоголику нужна помощь, то я ответственен за это. Мне все равно, какой веры страждущий алкоголик, так же, как и доброму самарянину было без разницы, какой веры был избитый разбойниками иудей. Если Милосердный Господь даровал мне выздоровление от тяжелейшего состояния психики, и через меня желает помочь другому, неужели я наберусь наглости отказать человеку, который в силу каких-то причин не исповедует Православную веру? Не должно так быть. Иначе можно уподобиться священнику и левиту из притчи, о которой я говорил, фарисейство который мы видим, читая Евангелие. Я давно знаю, что факт моей принадлежности к Святой Церкви не делает меня лучше других людей, у меня нет повода смотреть на кого-то свысока, «этот – спасется, этот – не спасется, этот неправильно понимает Бога, зато я – правильно!». Я просто имею счастье быть общником Тела Христова, имею предложенный мне Самим Господом самый простой и прямой путь ко спасению. Но Бог любит одинаково и меня, и того еврея, и того мусульманина, и кришнаита. Поэтому мы и говорим иногда о Боге, как мы Его понимаем, чтоб, не навязывая свою волю, дать возможность человеку самому обратиться к Богу, и тогда Он Сам приведет его в познание истины. Насилием ничего не добьешься. Пока я был подростком и мама водила меня в церковь насильно, я ждал только, когда она отвернется, чтобы сбежать. И многие мои знакомые, которые ныне в Церкви, прошли это тоже. Есть еще одно, близкое мне понимание фразы «Бог, как мы его понимаем». Бог – это Личность. И я – это личность. Поэтому я и говорю о личном контакте с Богом. Как я Его понимаю. Ведь и Вы, Василий – личность. И у Вас не может быть таких же взаимоотношений с Творцом, как у меня, ведь мы – разные личности. И молимся, наверняка, по-разному, и понимаем Бога по-разному. В целом мы исповедуем одни и те же догматы и принципы одной Вселенской Соборной и Апостольской Церкви. Но на личном уровне мы не можем иметь одинаковые отношения с Богом, это и отличает нас от современных сектантов. Вы вспомнили слова Святого Давида, о том, что боги народов – это бесы. О каких богах говорит псалмопевец? Об идолах, которым в те времена молились язычники. Если человек приходит в АА и желает работать по 12 Шагам, и выбирает себе какой-то идол как Высшую Силу, то он обречен на неудачу. Второй шаг звучит: «Мы пришли к убеждению, что только Сила более могущественная, чем наша собственная, может вернуть нам здравомыслие». Идол не может вернуть здравомыслие. Никакое творение Божие не может вернуть нам здравомыслие. Именно поэтому алкоголизм не лечится ни врачами, ни психологами, ни психотерапевтами, ни священниками – это всего лишь люди, творения Божии. Для выздоровления и изменения жизни нам нужна Та Сила, которая сотворила нас и по Своей любви послала нам эту пытку зависимостью, чтоб мы, пройдя через муки и испытания, захотели, наконец, отказаться от своеволия, предали себя смиренно в руки Божии, и были способны слышать стоны и вопли, раздающиеся повсюду из страждущих сердец алкоголиков и наркоманов. Как всегда, Господь не пришел к мудрым и сильным мира сего, ибо они не вместили бы Его учения, но снизшел к страждущим и униженным мира сего, к простым американским алкашам, несчастным и отчаявшимся, и поэтому готовым принять слово Божие и последовать ему. Думаю, если б у нас в 1930-е годы было что-то другое на наших широтах, может, Господь бы дал эту программу через русский народ, и она бы была изложена по-другому, и не Силкворт, а какой-нибудь профессор Павлов открыл бы причины алкоголизма. Но случилось то, что случилось. На самом деле, все это не так важно, как и что случилось. Правда заключается в том, что ни один алкоголик не должен умереть. И это уже наша работа. Пусть каждый делает то, что доверил ему Господь. Подумайте над этим.
|