"Ум должен соблюдать меру познания,чтобы не погибнуть" (прп.Калист Катафигиот) Зачем нужен старый календарный стиль,почему бы не перейти на новый,как в европейских странах?В последние годы,все громче звучат эти упреки в адрес Православной Церкви,по поводу двойственности календаря. С древнейших времен человек наблюдал чередование времен года.Постепенно выделялись какие-то закономерности,периодические повторения тех или иных явлений в природе.Так был составлен лунный календарь,состоящий из 12-ти месяцев.Лунный год состоит из 354 суток.Месяц есть изначальная мера времени,и во многих языках Европы и Азии имеет общий корень со словом "мерять". Солнечный календарь имел 365 суток и казался идеальным для счета времени.Но позже египетские астрономы вычислили,что год состоит из 365 суток и 6 часов.Таким образом,в течении четырех лет набегали "лишние сутки ".Поэтому в 46-45 годах до н.э.,по рекомендации Александрийского астронома Созигена,была проведена календарная реформа.Указом императора Юлия Цезаря стали считать три года по 365 дней,а следующий четвертый-366 дней.Этот год назван високосным,а сам календарь-юлианским. В 325 году по Р.Х.римский император Константин Великий созвал в городе Никее Собор,на котором был принят церковный календарь,в основе которого лежал юлианский стиль летоисчисления.Это позволило правильно вычислить на каждый год день празднования Пасхи.Исторически христианская Пасха связана с Ветхозаветной иудейской Пасхой,установленной пророком Моисеем в память избавления евреев от египетского рабства.Она всегда приходится по лунному календарю на месяц Нисан,и празднуется в полнолуние.Православная Церковь установила праздник новозаветной Пасхи в память Воскресения Господа Иисуса Христа.Тайная Вечеря,страдания и смерть нашего спасителя происходили в канун ветхозаветного праздника.(Мк.15;42-46 ,Ин.19;31,Мф.28;1-6) В 1583 году астрономы заметили,что день весеннего равноденствия наступил 11 марта,а в 325 году,в год первого Вселенского Собора,это было 21 марта. Дело в том,что как показывают современные астрономические вычисления,на самом деле год равен 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам.Вот и получилось,от Никейского Собора до времени реформы Папы Григория XIII,потерялось 10 суток,и для того,чтобы день весеннего равноденствия вернуть на отметку 21 марта,надо было сделать пересчет всех дат,перемещая каждую из них на 10 дней вперед.В результате этой реформы,11 марта стали называть 21 марта.А для того,чтобы в будущем избежать смещения дня равноденствия,было установлено отнимать от каждых 400 лет по 3 дня.т.е. в продолжение 4 столетий 3 високосных года считать,как простые,по 365 дней.С этой целью было введено понятие"невисокосного" или простого столетия по аналогии с понятием простой "невисокосный" год юлианского календаря.Если первые две цифры в обозначении столетия образуют число,делящееся на 4,то это високосное столетие.С момента реформы 1700,1800,1900 годы в григорианском календаре не являются високосными,в то время как в юлианском все они високосные.В результате,период ,в котором число дней целое,в григорианском календаре равен 400 годам,а в юлианском он составляет всего 4 года. Таким образом,разница между новым и старым стилем увеличившись в 18,19 и 20 веках на один день в каждом,составила 13 дней.Если по юлианскому календарю 1 января,то по григорианскому уже 14 января.Католическая церковь в отличии от Православной пользуется григорианским календарем.Отсюда и разница в 13 дней в Рождестве и Пасхе.Но именно сошествие благодатного огня в Великую Субботу на Гробе Господнем происходит по юлианскому календарю.Православная Церковь пользуется тем календарем ,которым установлено руководствоваться Вселенским Собором,поэтому давайте соблюдать правила церкви.Тем более вопросы по календарю поднимались в Церкви неоднократно и в результате итогов мы видим то,что юлианский правильный по отношению к григорианскому. Казалось бы современные вычисления говорят в пользу григорианского календаря,но такие нововведеня исказили историческую последовательность и смысл праздников Пасхального цикла.вычисления по новому стилю даты празднования Пасхи у католиков стали,иногда,опережать даты Пасхи иудейской.только лишь за период с 1851 по 1951 годы католики праздновали пасху раньше,чем иудеи,15 раз. Пользуясь юлианским летоисчислением,Православная церковь никогда не празднует Пасху раньше или вместе с иудеями,как того и требует 7-е Апостольское Правило. Католическая Церковь празднует Рождество 25 декабря по новому стилю.Наша Православная Церковь тоже 25 декабря,но по старому стилю,что соответствует 7 января нового стиля.Такой же традиции придерживаются православные Иерусалимской,Сербской,грузинской Церквей,монастыри Афона. Введение нового стиля на Руси носило антицерковный характер.Святки начинались 25 декабря,1 января праздновали Новый год,и заканчивались торжества праздником Богоявления(Крещение Господне).С 1918 года советский Новый год встечают Рождественским постом,время которого предназначено для покаяния,воздержания и молитвы.Именно к Новому году во всех,даже малообеспеченных семьях,припасают и выставляют на стол самое,самое.... Проблема не в календарной разнице,а в том,то средства массовой мнформации 25 декабря поздравляют всех с Рождеством,а правильнее было бы эти поздравления адресовать нашим согражданам,исповедующих католическую веру.Например в Польше,где есть православные верующие,вряд ли возможно увидеть телепрограммы,посвященные Православному празднованию Рождества.В европейских странах общенациональные вещания лишь напоминают,что у таких-то сограждан такой-то праздник,но не призывают всех разделять праздник меньшинства. В западных странах День победы празднуют 8 мая,а не 9-го.Но попробуйте предложить нашим ветеранам такую реформу календаря - и они справедливо увидят в этом очередное кощунство. Может в будущем вопрос о календарной реформе станет неотложным,а на сегодня Священный Синод определил:"свидетельствовать,что в нашей,церковной и общественной среде юлианский календарь(старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции,приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей.В связи с этим ясно заявить,что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит".
Последний раз редактировалось о.Антипа 31 дек 2009, 09:18, всего редактировалось 4 раз(а).
|