Послушайте,что советует Святитель Феофан Затворник.В одном из сочинений,он указывает,что для того,чтобы молитва могла быть глубокая,спокойная,внимательная,благоговейная,надо определять не количеством молитв,которые предполагаешь прочесть,а временем,которым ты располагаешь,и в это время молиться предложенными нам молитвословом или другими богослужебными книгами молитвами,не заботясь о том,закончишь ли ты свое правило или нет,дочитаешь или нет(здесь,конечно речь идет о частной молитве отдельного христианина).Он указывает например,что если у человека полчаса времени по ходу его дел,пусть становится на молитву,собирая в себе все благоговение,на которое он способен,приносит каждое слово молитвенное,каждое молитвенное предложение Богу,не заботясь о том,что будет.И он указывает в этом письме,что если за все время,которым ты располагаешь,ты прочтешь какую-то четверть или половину вечернего или другого правила,которое ты себе назначил,но прочел это всем умом,всем сердцем,всем естеством,тогда ты исполнил правило,тогда как если ты "вычитал" все,проходя мимо каждой молитвы,ради того,чтобы дойти до следующей(и это бывает),ты не исполнил правило,хотя и вычитал все.Потому что Богу нужно наше сердце,наше сознание,Богу нужна,так же как и нам,встреча,а вовсе не повторение молитв,которые были сложены другими и которые мы можем принести как свои,только если вложим в них наш ум,наше сердце,нашу волю,весь порыв всего нашего естества.А для понятия молитв, мы должны будем вдумываться в слова не в момент молитвы,а когда у нас будет свободное время задуматься и продумать то,что мы читаем;если,как говорил Феофан Затворник,мы вчувствуемся в эту молитву,то есть попробуем уловить как бы ее глубокий музыкальный звук,настроение этой молитвы,понять ,что стоит за словами ,какие чувства(а,значит,и какой жизненный опыт)-если мы будем это делать в свободное время,то когда мы предстанем перед Богом с этой молитвой,мы каждый раз будем немножко богаче,и наше духовное обогащение,наша духовная близость с этим святым(составителем молитвы,которые мы читаем в молитвослове) будет возрастать,он нам станет родным,он будет нам знаком,он будет нам близок.И только его слова станут живыми словами и станут преображать,перестраивать нашу душу,а,следовательно,и нашу жизнь. Молитвенник Российской земли Святой Иоанн Кронштадский , в одном из своих дневников пишет о том,что бывали ситуации когда он(служащий литургию каждый день и естественно читающий правило ко причастию) из-за недостатка времени,по разным причинам сокращал правило. P.S. Оба священника в своем роде правы,но не должно быть крайностей,как в первом ,так и во втором случае.Молитва-это труд и молиться нужно себя понуждать .Если подстраивать молитву под свое настроение,то наша духовность даст ли свои плоды? В Евангелие сказано-Царство Божье нудится и проявляющие усилие восхищают его.
|
|