Цитата:
Если я православная девушка, встречаюсь с парнем, то как мне нужно вести себя?
Мы живем не в 17 веке, и если я постоянно буду целомудренно себя вести, то мой парень меня просто оставит. Глупо говорить, что надо ему объяснить... До свадьбы сейчас никто ждать не станет, будем реально смотреть на вещи. Остается сознательно идти на грех?
«Брак и семья» Протоиерей Сергий Заозерский «О девственности» ПОРОЙ СЛЫШИШЬ, КАК СЛОВА «ДЕВСТВЕННОСТЬ», «ДЕВСТВЕННИЦА», «ДЕВСТВЕННИК» ПРОИЗНОСЯТСЯ С ЯРКО НЕГАТИВНЫМ ОТТЕНКОМ. В НЕКОТОРЫХ ОБЩЕСТВАХ БЫТЬ ДЕВСТВЕННИКОМ ИЛИ ДЕВСТВЕННИЦЕЙ СЧИТАЕТСЯ ЗАЗОРНЫМ. МОЛОДЫЕ ЛЮДИ И ДЕВУШКИ СТЫДЯТСЯ СВОЕЙ НЕВИННОСТИ, СКРЫВАЮТ ЕЕ И ДАЖЕ ТЯГОТЯТСЯ ЕЮ.
ПРОИСХОДИТ ЭТО НЕ ВСЕГДА ОТ РАСПУЩЕННОСТИ, А СКОРЕЕ ОТ ПРОСТОГО, БЕЗДУМНОГО СОГЛАСИЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ ИЛИ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, НАСТРОЕНИЕМ, ПОТОМУ ЧТО МНЕНИЕ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ХОТЬ КАКУЮ-ТО МЫСЛЬ. А ЗАДУМАТЬСЯ ЕСТЬ О ЧЕМ.Девственным мы называем то, что не тронуто, не искажено, первозданно. Девственный лес, девственная
природа. Девственным был мир по сотворении его Богом. Девственниками были Адам и Ева – первые люди, которых Господь поселил в раю. Они хоть и имели тела, но были свободны от телесных потребностей. При том, что
первые люди были связаны единством плоти (ведь Еву Господь сотворил из ребра Адама), и даже имели благословение плодиться и размножаться и наполнять землю и обладать ею, они не знали супружеского жития в привычном нам сегодня смысле. По словам святителя Иоанна Златоуста, «первые люди жили, как Ангелы, и не
было речи о сожитии». Увеличение народонаселения в том состоянии безгрешности, в котором пребывали Адам и Ева, должно было, по замыслу Божию, происходить иным, неведомым нам образом. Но по беспечности муж и
жена впали в грех (вкусили плод с заповедного дерева), да еще не захотели раскаяться, и тогда Господь изгоняет их из рая сладости.
В этом нет ничего жестокого, ведь пребывать рядом с Богом в положении нераскаявшихся грешников для них будет уже не блаженством, а мукой. Вот тогда-то, поселившись напротив райских врат, Адам и Ева впервые узнали
супружескую близость. «Девство отлетело от них, и вступил в силу закон супружества».
Но и за порогом рая человек не оставлен Божией милостью. Семья дана ему как утешение в суровом мире, в котором он теперь живет. Святые отцы назвали семью «остатком рая на земле».
Сознавая благость семьи, человек учится возделывать свой малый семейный рай, культивируя всё, что полезно для него, и отбрасывая то, что ему вредит. При всем разнообразии культур, святость семьи встречается
повсеместно. Повсеместно же можно отметить и особое внимание к первому плотскому единению, то есть к переходу из девственного состояния к супружескому. Еще в древности было замечено, что первый половой
контакт, то есть то, как произошло расставание с девственностью, немало влияет на последующее развитие личности человека, на его характер.
Нередко от этого события зависит дальнейшая судьба и потому его никак нельзя поставить в ряду обыкновенных и даже необыкновенных эпизодов жизни – это не рядовое событие. Это шаг в совершенно новую жизнь и он
должен быть совершен осознанно.
Значимость перемены в жизни человека с началом супружеских отношений отразилась в языке. Во многих
языках мира, а может быть и во всех, для обозначения человека в девственном состоянии (имеется ввиду телесное состояние) применяют одно слово, а для утратившего девственность – другое. Так, по-русски мы скажем: дева, девушка, девица, а потом – жена, женщина, баба. Здесь отражена не возрастная разница, а именно физиологическое изменение: «Девкой меньше, так бабой больше», – гласит народная поговорка. «Впускал к себе он деву в дом, не деву выпускал», – поется уже в английской народной песне. Девами, девицами называли даже старушек, не бывавших замужем. Так и говорили – старая дева. В отношении мужского пола – юноша, парень, после – муж, мужик, мужчина. То же находим у англичан, после замужества мисс становится миссис. Во французском языке мадмуазель превращается в мадам. Немецкая девица – фрейлин, а дама – фрау. У шведов – фрекен и фру. Помните, фрекен Бок из «Малыша и Карлсона»? Далеко немолодая домоправительница никогда не была замужем и потому к ее имени добавлено фрекен, то есть девица.
Отметим, что в большинстве обществ девственность имела свой особый статус. Синонимы этого слова в русском языке: невинность, чистота, целомудрие, непорочность, неиспорченность, честь. У кельтов свидетельство на суде
девицы считалось неоспоримой истиной. Кельтская девица обладала статусом «девятиязыкой», то есть ее свидетельство приравнивалось к свидетельству аж девяти человек. Ей верили даже без присяги. И в нашем
Отечестве в судебных разбирательствах девица могла выступать свидетелем или послухом, ее словам доверяли безоговорочно. Считалось, что дева не может солгать.
Даже в тех обществах, где беспорядочные связи были нормой, девственность обладала неким ореолом. Можно вспомнить гостеприимного Лота из Ветхого Завета. Жители города Содома, где жил праведный Лот с семейством, были особенно развращены. Когда они узнали, что Лот принимает у себя двух пришельцев, то все городские жители, Содомляне, от молодого до старого… окружили дом и вызывали Лота, требуя, чтобы тот вывел к ним своих гостей, намереваясь совершить над ними насилие. Лот кротко пытается остановить их: «Братья моине делайте зла». И далее предлагает им «замену»: «Вот у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их вам,
делайте с ними, что вам угодно, только людям сим не делайте ничего» (см. Быт. 19, 4-8).Лот упоминает о девственности дочерей, зная, что даже в глазах этих развращенных людей она имеет определенное достоинство.
Сохранение девственности до брака характерно для многих культур. Об этом говорит многоликая, но в чем-то схожая символика пышных брачных торжеств, существующих у всех народов. Заметим, что для второго брака,
когда хотя бы один из брачующихся уже не девственник, такие торжества уже не уместны и их не устраивают. В православной традиции при венчании второбрачных свечи, которые они держат в руках, не зажигают. Это тоже
символ того, что брачующиеся не девственники.
Схоже у многих народов и отношение к потере девственности до брака. Особенно это касается девушек. Сама женская природа так устроена, что грех этот не может быть скрыт и непременно обнаружится. А коль вина может быть доказана, то она может быть и наказана. И наказывали. В израильском обществе, по Моисееву законодательству, если не найдется девства у отроковицы, предлагалось побитьее камнями до смерти (Втор.
22, 20).Причем казнить отроковицу полагалось у дверей родительского дома, то есть, можно сказать, на глазах у родителей, не обеспечивших правильного воспитания и догляда. С наступлением христианской эры нравы
стали мягче, и всё же общество продолжало относиться к этому греху особенно нетерпимо. В России (да и в других христианских народах) еще в XIX веке не сохранившую себя девицу ожидало всеобщее презрение, отторжение от общества, грубые насмешки и выходки, мазание дегтем ворот, битье стекол в родительском доме. По неписаным законам, принятым в обществе, она уже не могла появляться на молодежных вечеринках, не надевала яркой одежды и, как правило, искала, куда скрыться с глаз.
Замуж ее не брали, разве что какой-нибудь старый вдовец предлагал ей обвенчаться, дабы было кому варить щи и дохаживать его старость. В мусульманской среде подобное отношение к потере девственности кое-где сохранилось до нашего времени. Особенно в провинции.
То, что кажется нам сегодня непомерно жестоким, имело свои причины. Дело в том, что первая близость у женщины сопровождается такими колоссальными изменениями в ее организме, такими физическими и психическими
нагрузками, что должна происходить в особой атмосфере. В атмосфере брака, потому что именно брак и только брак способен дать ей необходимое в эти минуты спокойствие от сознания своего права и защиты этого права со стороны общества и родных. В противном случае психическая перегрузка может вызвать патологические изменения, мутации генотипа женщины, и в дальнейшем вероятность рождения у нее генетически больного ребенка возрастает. Статистику учащающихся добрачных связей сопровождает статистика увеличения генетических заболеваний и общей детской патологии. Характерно, что в регионах с мусульманским населением, где девственность невесты обязательна, таких заболеваний гораздо меньше. Легкомысленное отношение к добрачному сожительству не только подрывает здоровье нации, оно – прямая угроза самому существованию ее, так как ведет к ее вырождению. Только заботой о здоровом генофонде народа, о его будущем можно объяснить ту непримиримую жестокость, с которой общество отвергало от себя утратившую невинность девушку.
Девицу, не сохранившую девственности, называли и считали испорченною. Порча состояла в том, что, познав близость вне брака, как мужчина, так и женщина, бывают более склонны к неверности, чем те, кто вступил в брак в чистоте. Когда человек начинает семейную жизнь девственником, в его сознании брак и интимные отношения пребывают в единстве. В противном случае, эти понятия будут разобщены. А коли так, то устоять в искушении, которых в жизни любого семейного человека немало, будет труднее. Девственность, сохраненная до брака, хоть и заканчивается в нем, но не исчезает совсем. В дальнейшем, можно сказать, что она охраняет его границы.
Народный опыт знает печальную истину: когда девушку, имевшую внебрачный опыт близости, покидает ее поклонник, она редко остается одна.
Вскорости она начинает, может быть и не давая себе в том отчета, искать новую «любовь». В «Фаусте» Гёте приводит народную песенку:
Ты начала теперь с одним,
Потом другой придет за ним.
А как до дюжины дойдет,
К тебе весь город побредет.
Есть такое выражение – «пошла по рукам». Звучит может и грубо, но чаще всего так и бывает – первая ошибка имеет тенденцию к тиражированию.
Чтобы никого не обидеть, приведем пример не из реальной жизни, а литературный. Ведь литература (хорошая литература) предлагает тот же обобщенный жизненный опыт. У Гоголя в «Ревизоре» выведен тип – помещик
Добчинский, который, по его словам, первого сына родил еще до брака, но «так совершенно, как бы в браке, и всё это как следует я завершил потом законными-с узами супружества-с». Вроде бы грех добрачного сожительства, как говаривали раньше, – прикрыт венцом, тут и делу конец, и разговорам. Но какую характеристику семейной жизни помещика Добчинского мы слышим от городского чиновника! «Как только этот Добчинский куда-нибудь выйдет из дому, то он (городской судья) там уж и сидит у жены его, я присягнуть готов… и нарочно посмотрите на детей: ни
одно из них не похоже на Добчинского; но все, даже девочка маленькая, как вылитый судья».
Если юноша вступает в близкие отношения с девушкой до свадьбы, то он рискует получить неверную жену. А если
девушка соглашается на эти отношения, то рискует потерять любимого.
– Ведь ты меня, пока не смял,
Хотел женой назвать!
– И было б так, срази нас враг,
Не ляг бы ты ко мне в кровать.
Так поется в старинной английской песне. И дело тут не в мужском коварстве. Преждевременная плотская близость не может удовлетворить ожиданиям и представлениям о семейном счастье. Хотя бы потому, что близость является всего лишь частью этого счастья, и не исчерпывает всего многообразия семейных отношений. Она даже не дает представления о браке. Но молодые не знают этого, а если они от кого-то и слышали эту истину, им трудно в нее поверить. Отсюда и разочарование.
Некоторым разочарованием или, лучше сказать, недоумением может сопровождаться первая близость и после свадьбы. Это от того, что истинно семейных отношений между молодоженами еще нет, они появляются со временем, с опытом семейной жизни. Но в браке, если даже первая близость не оправдала надежд на яркое феерическое счастье, супруги как-то пытаются наладить жизнь и продолжают искать способы и средства быть счастливыми.
Как говорится: «хочешь, не хочешь, женился – целуй!» Вне брака проще принять решение расстаться.
Если человек счастлив в семье – он вообще счастлив. Если он несчастлив в семье – он несчастлив нигде.
Старшее поколение знает это из своего опыта и из опыта прежних поколений, так как уже научилось смиренно ему доверять. Молодым же кажется, что истиной владеют только они и все мозги мира поместились у них в голове. Они хотят решать свои проблемы по-своему. Поэтому когда для чад приходит время влюбленности, родительское сердце изнывает от тревоги: как бы не решилось неразумное чадо на необдуманный поступок. Как бы не искалечило себе жизнь. Родительское сердце не знает покоя в ожидании перемен и молит Господа о честном браке. В жизни
преподобного Силуана Афонского был случай. В молодости, когда еще жил с родителями, увлекся он одной девушкой из своего села. И как-то, прежде чем был поставлен вопрос о свадьбе, в поздний вечерний час с ними
произошло «обычное». А на следующее утро, когда он работал с отцом, тот тихо сказал ему: «Сынок, где ты был вчера, болело сердце мое».
Однако заметим, что сегодня даже родители-христиане теряются – не понимая, как им относиться к проявлению сексуальности в своих чадах.
Кто-то вообще считает нереальным сохранение чистоты в современном мире и опускает руки. А кто-то боится запретами закомплексовать ребенка. И те и другие ссылаются на особенности времени. Особенности эти, конечно,
есть. Но когда впоследствии воспитательные недоработки родителей проявятся в горькой семейной или бессемейной жизни их детей, претензии к времени не предъявишь и компенсацию морального вреда не получишь.
Святитель Иоанн Златоуст, обращаясь к родителям, говорит, что воспитывая детей, их более всего надо удалять от плотского греха, потому что именно эта брань особенно беспокоит их в юном возрасте. «Оградим их со всех сторон советами, увещаниями, страхом и угрозами», чтобы потом целомудренными ввести в жизнь брачную. И далее: «Ничто не украшает сего возраста, как венец целомудрия и то, когда юноша вступит в брак чистый от всякого распутства. И жены будут им любезны, когда душа их наперед не узнает блуда и не будет растлена… От того и любовь бывает пламеннее, и расположение искреннее, и дружба надежнее, когда юноши вступают в брак целомудренными». И тут же святитель рисует картину несчастного брака, где «ссоры, ругательства, разорение домов и ежедневные брани», где «любовь к жене охладевает и прекращается». «А это бывает, потому что прежде брака не соблюдали целомудрия». Сказано в IV веке. Византийская Империя, распущенность нравов чудовищная. Все те же самые особенности времени, о которых в наше время мы узнаём из прессы, радио, телевидения и интернета. Разве что самого интернета с телевидением нет. А святитель, тем не менее, напоминает родителям их
обязанность заботиться о целомудрии детей.
Юношей также увещевай быть целомудренными, – пишет апостол Павел Титу (Тит. 2, 6). Тит в это время проповедует на Крите, жители которого известны всему миру своими пороками. В древности мнение о их непомерной жадности, чувственности, обжорстве и пьянстве настолько было укоренено в сознании, что сам апостол, не удержавшись, цитирует из критского поэта и философа Эпименида строку: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые (Тит. 1, 12). И вот этих-то юных зверей, лжецов и ленивых утроб Тит должен был увещевать быть целомудренными. И он увещевал. Не махнул рукой: «Бесполезно!», а проповедовал чистое житие.
Почему же среди привычного в обществе нечестия эти люди проповедуют чистоту? На что они надеются? Что придает их словам такую власть, что слушатели загораются желанием преобразить жизнь? Вера! Вера в то, что с помощью Божией всё возможно. А современным родителям дети не верят. Не верят, потому что и сами родители не верят в то, что целомудрие возможно в нашем мире, по-видимому, забыв, что невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27).
Устоять среди соблазнов человеку неверующему трудно, почти нереально. Зато, как обещал Спаситель, всё возможно верующему (Мк. 9, 23), потому что с ним Господь. Если мы хотим, чтобы наши дети проводили добродетельную жизнь, их нужно воспитать верующими. Не просто верующими, а осознанно верующими, религиозно грамотными, всегда готовыми ответить, в чем состоит их вера, как учит тому апостол: Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением (1 Пет. 3, 15). Необходимо и охранять детское сознание от всего, что может растлить его. Конечно, мир сегодня полон безнравственных символов, речей и картин. Ребенка невозможно совсем оградить от соблазнов, но возможно дать ему защиту от них. Надо развивать внутренний мир ребенка. Строить его. Здесь помогут домашнее чтение и размышление над Священным Писанием и Священным Преданием. Живые семейные разговоры о христианской
жизни в истории и в современном мире. Но необходимо спешить, успеть напитать дитя духовными истинами, пока оно открыто родительскому слову, гибко, податливо, а не ждать более сознательного возраста. Тогда эти
истины примутся всей душой и в минуты соблазна послужат ему, как некий «духовный бронежилет».
Но следует помнить, что наставления в добродетельной жизни дают плод лишь тогда, когда они соотносятся с
личностью наставляющего. Родители должны сами соответствовать тому, о чем говорят. Быть церковными людьми и собственной жизнью свидетельствовать христианские истины. Пусть их уста говорят действительно «от полноты сердца», а не от полноты библиотеки. Когда дитя видит, что родители сами разделяют те идеалы, которые пытаются
внушить ему, оно верит безоговорочно. И слова приживаются в его сердце.
В книге святого Ермы, которая называется «Пастырь», Ангел-пастырь перечисляет святому 12 правил благочестивой жизни. «Прекрасные правила, – говорит Ерма, – но есть ли человек, который мог бы их исполнить как следует?» «Прими их сердцем в простоте без размышления, и не встретишь в исполнении их никакого затруднения», – ответил Ангел, добавив, что если он станет раздумывать, можно ли и как выполнить то и другое, то враг вложит расслабление в его сердце и он уже ничего не сможет исполнить. Вот что! Принять сердцем! Целомудренная жизнь возможна в нашем мире, но только тогда, когда мы принимаем ее сердцем. Когда вы слышите о том, что нежизненно требовать от молодых девственной жизни до брака, знайте, что причина такого мнения не в особенностях нашего
времени, не в статистике добрачных связей, а во внутреннем несогласии.
Ту же мысль находим и у святителя Иоанна Златоуста: «Проводить жизнь в целомудрии легко, если захотим, если будем удаляться от того, что вредит. И вообще ничто не трудно при нашем хотении, равно как ничто не легко при нашем нехотении. Мы над всем властны». Было бы желание.
Девственником можно оставаться и в порочной среде. Девственной плоти не знакомы сладострастные воспоминания. В этом смысле девственнику даже легче сохранять себя от греха, чем тем, кто уже изведал близость.
Кстати, учитывая такую разницу, в России женские монастыри делились на собственно женские и девичьи, куда принимали только девиц. Не столько требования плоти становятся причиной падения молодых, а чаще всего
любопытство, податливость мнению окружающих, боязнь быть не таким, как все. Бездумно лишиться чистоты легко, но, перейдя черту, мы получаем другую плоть. И если в браке ее вожделения утоляются супружеским ложем,
и даже служат к укреплению союза, то вне брака придется жить в постоянной борьбе с ее требованиями, либо греховным образом служить им.
Вернуться в прежнее состояние невинности невозможно, так же, как возвратить яичницу в яйцо. Всю свою жизнь мы учимся жить. Живя, учимся жизни. Мы учимся правильно распоряжаться тем, что нам дал Господь. Здоровьем, достатком, талантами, временем и даже скорбями. Иногда мы правильно решаем жизненные задачи, иногда – ошибаемся. Тогда, раскаявшись, мы что-то меняем в своей жизни и вновь принимаемся за учение. Ошибки бывают разные, одни исправляются быстро и легко, другие своими разрушениями могут изменить саму судьбу. Исправление их тяжко и долго. Но есть в жизни период, когда ошибка может стоить особенно дорого. В это время опасно доверяться лишь своему мнению. Хотелось бы, чтобы юность, не имеющая своего опыта, призывала для совета Господа и Его заповеди. И тогда для нее уход из девственности не обернется пожизненным рабством растленной плоти, а введет ее в новую, более полную и радостную жизнь. – говорит он, обращаясь к одержимой похотью толпе – Метки:Православие.