С начала хочу сказать большое спасибо отозвавшимся на предложенную мною тему! Значит тема действительно работает и в ощущении ее значимости я не одинок! По праву организатора темы постараюсь общаться со всеми участвующими в ней одновременно, поэтому буду цитировать и указывать автора цитаты.
(Валентина) ...вот в школе, где я раньше училаь "Основы православия" читает замечательная женщина, воцерковленная... Уважаемая Валентина, разрешите задать Вам один вопрос - а в какой школе вы учились и в какие годы? В России, насколько эта страна более повернута лицом к Православию, и то - этот школьный предмет до сих пор находится в обсуждении для его введения хотя бы в факультативной форме! Об Украине ("незалежної" не только от братской России, но и от понятий "совести" и "сопереживания к людям") этот вопрос, насколько мне известно, вообще не стоит. Извините за уход в близполитические дискуссии, вырвалось... В середине 90-х годов мне удалось поработать преподавателем рисования (я по профессии - художник) в частной (подчеркиваю, частной!) школе г. Мелитополя. И на попытку введения в программу, еще раз подчеркиваю, частной общеобразовательной школы предмета, похожего на ОПК (основы православной культуры) городской отдел образования и непонятно какие общественные деятели подняли шум: "Как можно, забивать детям головы богослужениями?!" и т. п... А чтобы такой предмет преподавали в ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОЙ общеобразовательной школе - это, извините, для меня очень большая новость, в которую я с трудом верю. Очень прошу, скажите мне где находится школа, в которой преподают ОПК, да еще и воцерковленная преподавательница! Да я лично пойду и пожму руку смелому директору этой школы. На недавней встрече-дискуссии с диаконом А. Кураевым я лично задал вопрос ему о перспективах развития введения ОПК в школах. На что Кураев ответил, как всегда, прямо и немного категорично: "Я этой перспективы на сегодняшний день вообще не вижу. Ни в Росии, ни в Украине!" Поэтому, к сожалению, забота о нравственном православном воспитании детей, увы, ложится на шаткие плечи самих родителей. Шаткие, потому как мы сами только недавно пришли к голоду потребности Веры. В мое поколение атеистические основы вбивались вместе с первыми буквами алфавита. И низкий поклон моим родителям, что они нисколько не противились моему приходу к Богу! Так вот задача наша это передать нашим детям.Другой вопрос каким способом мы это делаем. в разных семьях это делается, естественно по разному. Вы, валентина, пишите что "в воспитании огромную роль играют родители, семья. Личным примером надо воспитывать. Только тогда уже это они (дети) нас воспитывать начинают, а не мы их". Но есть опасность дать ребенку непонятную ему волю "воспитания". И желая своему любимому чаду лишь добра, мы может привнести в его жизнь заведомо опасную точку зрения: "Дети и взрослые - равны". Внимательно читая книгу о православном воспитании на примере воспитания детей в царской семье я видел с одной стороны - идеальный родительский пример поведения и культуры, а с другой - полное подчинение воле и требованиям родителей со стороны детей. Я говорю не о деспотизме родительского тиранизма (Боже упаси!), но о гуманной заботе о будущем ребенка. Мы, прожившие (чего таить правду!) половину отмерянной жизни (я имею ввиду среднестатистическую единицу, а не то, что нам Господь каждому лично отмерял), знаем лишь малую толику "подводных камней" реальной жизни. Поэтому наша задача, даже может быть иногда и против воли наших детей, провести их несколько раз вдоль этого Форватера Жизни. Для лучшего запоминания...
(Валентина) ...ввести этот предмет в школьную программу - замечательная идея. Не очень православные учителя его читают? Ну так опять таки - может и они лучше станут Отличная идея - сделать добрыми и лучшими учителей. Но вот только путем проб и ошибок на наших детях, это уж - увольте! Я понимаю, что математику может вести преподаватель не весьма глубоко знающий теорему Ферма, но преподавать ОПК не имея отношения к Церкви, к Православию, не имея ОПРЕДЕЛЕННОГО образования - это может быть преступление и общепланетарного формата. Куда может "завернуть" десяти-четырнадцатилетний мальчишка после лекции, услышав фразу "И добро должно быть с кулаками", не получивший досконального и обширного объяснения по этой фразе. А это сможет сделать только лишь преподаватель, который имеет опыт и подготовку это объяснять.
|